Каждый из нас не раз наблюдал картину: внезапно освещение в доме тускнеет, затем вспыхивает немного ярче и снова возвращается к первоначальному уровню. Что это такое?

Напряжение в сети, по ГОСТу, при нормальной ситуации может откланяться от стандартных 220 вольт не более чем на пять процентов. В аварийных случаях эта цифра возрастает до десяти процентов. Но такие случаи возникают только при коротком замыкании. Предохранитель сгорает и через секунду напряжение приходит в норму. В таких случаях бытовая техника, как правило, не страдает. Так как эти устройства обладают запасом прочности по напряжению.

Техника может быть повреждена лишь в одном случае – когда произошел скачок напряжения. На электрической подстанции, которая обслуживает дом, в трансформаторе предусмотрено три фазы, по которым напряжение идет в дома. Фаза ноль, или четвертая фаза, отвечает за заземление. Если произошло перекрытие фазы ноль или в случае обрыва кабеля, в помещение может пройти ток, мощность которого будет до 380 вольт. При таком случае может пострадать бытовая техника и электроприборы.

Для таких случаев предназначен специальный правовой механизм. Создается специальная комиссия, куда входят инспекторы МосЭнерго, ДЕЗа и Энергосбыта. Комиссией рассматриваются причины, и если признана вина МосЭнерго, то владельцы испорченной техники имеют все основания для получения компенсации.

Для начала пострадавший жилец должен обратиться в Службу единого заказчика для выяснения причины, вследствие которой сгорел бытовой прибор. Затем следует представить заключение и справку о ремонте с указанной суммой, потраченной на исправление неполадки.

По статистике службы МосЭнерго бытовая техника в квартире редко выходит из строя по причине скачков напряжения. В среднем до двух раз в год. Но в Московском обществе защиты прав потребителей предоставляют совсем другую статистику, по которой владельцы вышедшей из строя техники обращаются к ним с подобными жалобами по пять раз в неделю.

Юристы Общества защиты прав потребителей называют главные условия получения компенсации. Это документ из ремонтной мастерской, где должна быть указана причина, неисправности электроприбора, а также акт о скачке напряжения в сети, где должна быть указана точная дата и время. Половина потребителей при обращении в службу уже имеют полученный акт, всех остальных Московское общество защиты прав потребителей вынуждено отправлять за актом, так как дальнейшие действия без него не имеют смысла. Процент вероятности получения компенсации возрастает при коллективных обращениях, когда при скачке напряжения в сети страдают сразу несколько жильцов одного дома.

Получается, что возместить ущерб за испорченные бытовые электроприборы, поврежденные из-за капризов электросети вполне возможно. Для лучшего результата предварительно следует получить консультацию в Московском обществе защиты прав потребителей.